Официально принято считать, что Беларусь — страна с положительным сальдо внешней миграции. То есть, за время государственной независимости на ПМЖ в Беларусь приехало большее количество людей, чем эмигрировало в другие страны из Беларуси. К примеру, с 2000 г. положительное сальдо якобы составило почти 100 тыс. человек. Причем имеются в виду не туристы и приезжающие в гости или на лечение, и не временные трудовые мигранты (это отдельный вопрос), а постоянные мигранты, то есть меняющие место своего постоянного проживания как минимум на один год.
На кону — тезис об иммиграционной привлекательности Беларуси
Вопрос о сальдо внешней миграции для Беларуси как страны с устойчивой естественной убылью населения — не праздный. С 1994 г. население неуклонно сокращается. При этом принято считать, что положительное сальдо миграции несколько минимизирует эту проблему (за счет прибытия новых поселенцев). Однако альтернативные подсчеты ставят этот тезис под сомнение.
Существует два основных механизма проверки реалистичности официальной статистики. Во-первых, сравнение со статистическими данными принимающих стран. Обычно вероятность ошибки при регистрации прибывших меньше, чем при регистрации выбывших.
Во-вторых, сравнение данных переписей населения с динамикой естественного (рождаемость, смертность) и механического (иммиграция, эмиграция) движением населения.
Применяемая в Беларуси система учета считает лишь часть безвозвратных мигрантов, сменивших гражданство, постоянных мигрантов, которые получили разрешение в органах МВД на выезд в другие страны на ПМЖ, а затем вставших на постоянный консульский учет в белорусских посольствах за границей. Эмигранты, которые не произвели соответствующих процедур, учету не подвергаются и считаются проживающими в Беларуси.
Посчитали в свою пользу
Согласно российской статистике, прибывающих из Беларуси больше, чем считает белорусская статистика, а выбывающих из России — меньше, чем фиксируют в Беларуси. То есть, сальдо миграции остается положительным для Беларуси, но не настолько, насколько это отмечается белорусской статистикой. Согласно российским данным, с середины 90-х до 2011 г. белорусская статистика недоучла более 30 тысяч эмигрантов в Россию.
В таблице можно увидеть, насколько расходятся данные о количестве выбывших белорусов в Россию.
Выбыло в Россию из Беларуси
Показательным является 2011-й год. По версии Белстата, из Беларуси в Россию выбыло 4953 человека, прибыло из России — 9666 человек, то есть сальдо составило 4713 человек в пользу Беларуси. По версии Росстата, картина обратная: из России в Беларусь выбыло всего 2622 человека, а прибыло из Беларуси 10 182. В итоге сальдо составило 7560 человек в пользу России.
Данные по прибытиям-выбытиям между Россией и Беларусью
Следует отметить, что с 2011 года в российский учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, вместо 1 года, как ранее. Одновременно выделяются и данные о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства. Это несколько завысило российские цифры, но значительно тенденцию не исказило.
Если верить статистическим данным России и Беларуси лишь в отношении прибывших, то получится, что в 2011 году сальдо положительным было все же для России и составило 516 человек.
Эта арифметика важна с точки зрения оценки реалистичности задач Национальной программы демографической безопасности. Программа предполагает ряд мер, которые помогли бы увеличить сальдо внешней миграции в 2011-2015 гг. на 60 тыс. человек, что выглядит совсем нереалистично. Впрочем, согласно данным Белстата, из Беларуси в 2011 г. выбыло 7610 человек, прибыло из всех других стран 17 510 человек и сальдо составило +9990, что якобы возместило естественную убыль населения на 38,5%.
На основании российских данных можно сделать вывод, что сальдо как минимум не было положительным в такой степени, как это учтено статистикой. Но статистические белорусско-российские расхождения — лишь часть проблемы. Если в ряде научных статей сотрудников официальных академических институтов расхождение с российскими миграционными данными упоминается, то сравнений со статистикой западных стран вообще нет. А такие сравнения указывают, что сальдо миграции, по всей вероятности, уходит для Беларуси в минус.
Ого, сколько белорусов!
Похоже, что в последние годы белорусы все менее охотно сообщают в местные отделы по гражданству и миграции о смене постоянного места жительства для получения специального паспорта (серии PP) и редко становятся на учет в белорусских посольствах за границей. Дело, среди прочего, и в том, что белорусским законодательством за отказ становиться на такой учет наказание не предусмотрено.
По официальным данным, сальдо миграции со странами вне СНГ в последние годы якобы стало устойчиво положительным для Беларуси. Если по данным 2006 г. показатель составлял −599 человек, в 2007-м — 120, то в 2008, 2009, 2010 и 2011 годах сальдо составило + 762, +1980, +1040 и +1009 человек, соответственно.
Такое завышение происходит во многом из-за отсутствия учета лиц, которые не уведомляют органы внутренних дел о смене ПМЖ. Многие белорусы, особенно студенты-участники международных программ обмена, выезжают за границу с различными типами виз и впоследствии меняют свое правовое положение, не утрачивая при этом своей регистрации в Беларуси.
Данные некоторых развитых стран по количеству принимающих белорусских эмигрантов.
США. Согласно данным официальной белорусской статистики, в США в 2000-2011 гг. выбыло около 9,2 тыс. белорусов. Американская статистика (2009-2011 American Community Survey) приводит вдвое большую цифру: в США проживают 20,2 тыс. уроженцев Беларуси, въехавших в США в 2000 году и позже. Предел статистической погрешности составляет 10%, то есть реальная цифра находится в пределах 17,5-23,1 тыс. эмигрантов. Кроме этого, еще до 10 тыс. эмигрантов не было учтено белорусской статистикой в течение 90-х.
Канада. По данным официальной статистики, в Канаду ежегодно выбывают всего несколько десятков белорусов, в отдельные годы — более ста. Официально из Беларуси в Канаду в 1990-2006 гг. выбыло около 1,5 тыс. белорусов. Тем временем в ходе канадской переписи населения 2006 г. белорусами назвали себя 10,5 тыс. человек. Из них родились в Беларуси и переехали в Канаду в 1991-2006 гг. около 6 тыс. человек. То есть, статистика недоучла 4,5 тыс. эмигрантов в Канаду только до 2006 года. В июне 2013 г. будут обнародованы данные по этническому составу канадской переписи 2011 г., тогда можно будет узнать, сколько эмигрантов в Канаду белорусская статистика недоучла с 2007 года.
Израиль. Согласно данным израильской переписи населения 2008 г., в стране проживали 222 тыс. человек, родившихся в Беларуси. К сожалению, данные не разбиты по годам, но с большой уверенностью можно предположить, что большинство переехало в 1989 г. (когда началась массовая эмиграция евреев из СССР) и позже. Белорусская статистика зафиксировала отъезд менее 100 тыс. человек в Израиль с 1989 г. По всей видимости, не были учтены дополнительно около 100 тыс. человек как выбывшие в Израиль.
Германия. По состоянию на 2012 год более 24 тыс. белорусов были занесены в реестр иностранных граждан (постоянно проживающие в Германии граждане Беларуси, либо получившие немецкое гражданство). В то же время, официально на постоянное место жительства из Беларуси в 1990 г. и позже выбыло около 14 тыс. человек. То есть, разница составляет 10 тысяч.
Сравнение со статистическими данными Великобритании, Польши, Италии, Испании, Швеции и других западных стран также указывает на недоучет белорусской статистикой тысяч эмигрантов. Даже в случае с Украиной белорусская статистика недоучла 2 тысячи выбывших за последние несколько лет.
Оценочное расхождение в числе выбывших на основе статистики принимающих стран
Переписи населения считаются самым точным способом исчисления населения. Именно по результатам данных переписей корректируется предварительная численность населения в период между переписями. В идеале, если перепись проводится подобающим образом и миграционный учет точен, то данные ожидаемого числа населения к моменту следующей переписи должны сходиться. Однако белорусские переписи населения традиционно устанавливают «пропажу» жителей: 134 тысячи человек недосчитались во время переписи 1999 г. и еще 158 тыс. — 2009 г.
К данным по естественному движению населения претензий быть не может: случаи рождений и смертей в стране фиксируются загсами вплоть до одного человека, потому за каждый год известна точная величина естественной убыли населения. Статистику по убывающим и прибывающим на ПМЖ ведет Департамент по гражданству и миграции МВД, данными которого и пользуются статистические органы Беларуси.
В итоге, упомянутые расхождения могут образовывать либо недоучтенные эмигранты, либо переучтенные иммигранты, либо некачественные данные переписей. Но скорее — комбинация всех трех обстоятельств в разной степени. Выше были показаны цифры некоторых стран по недоучтенным эмигрантам. Также не все прибывающие в страну иммигранты (а сюда включаются и иностранные студенты, приезжающие на срок более года) становятся постоянными жителями Беларуси, но покидают страну через какой-то период времени.
Применив такую схему и использовав официальные данные о естественном и механическом движении населения, вкупе с результатами переписей населения, в одном из недавних исследований (Загорец В. и Загорец И.) содержится вывод, что сальдо миграции с 1990 до 2010 гг. составило для Беларуси минус 131 тыс. человек.
Ситуация усугубляется, а рапорты все те же
Альтернативные оценки сальдо внешней миграции показывают, что миграционный обмен не возмещает естественную убыль населения, а усугубляет ее. Причем не только в количественном, но и качественном планах. Даже по данным, регистрируемым официальной статистикой, белорусские эмигранты — более молодые и более образованные, чем прибывающие в Беларусь на постоянное место жительства.
Это ставит перед страной серьезный вызов, который, к сожалению, недооценивается. Вместо публичного признания остроты проблемы и поиска путей ее решения, госорганы, оперируя данными официальной статистики, тешат белорусов данными, которые свидетельствуют об иммиграционной привлекательности страны. Проблема еще более очевидная, если учитывать и все более негативные последствия временной трудовой миграции в виде дефицита кадров по ряду специальностей на внутреннем рынке труда. Тем временем настоящая Нацпрограмма демографической безопасности действует до 2015 г. И уже сейчас для следующего этапа реализации госпрограммы всем компетентным органам следует искать реальные выходы из сложившейся ситуации, а не рапортовать об очередных «статистических» достижениях и ставить новые нереальные задачи.