Skip to main content
Ни шагу налево! Почему застопорилось малое приграничное движение Беларуси с Польшей?
ліп 31

Ни шагу налево! Почему застопорилось малое приграничное движение Беларуси с Польшей?

Больше трех лет назад Беларусь и Польша приняли текст соглашения о безвизовых перемещениях жителей приграничья. Но почему столь удачный проект никак не вступает в силу?

 

Малое приграничное движение — это специальный режим пересечения границы, при котором жители, живущие в 30–50 км от границы, могут без виз посещать пограничье соседней страны. Жители украинского пограничья уже который год таким образом ездят без виз в соседние польские, венгерские и словацкие районы. Россия также запустила МПД с тремя странами — Норвегией, Латвией и Польшей (Калининградская область). Тем временем уже более чем три года как застопорился МПД между Беларусью и Литвой и Беларусью и Польшей.

Чем выгодно малое приграничное движение с Польшей?

Соглашение о МПД с Польшей распространилось бы на жителей Гродно, Бреста, Волковыска, Скиделя, Жабинки и других городов и поселков. С белорусской стороны около 1 миллиона человек смогли бы ездить в Польшу без визы, на основании специального пропуска.

Для жителей Беларуси проект в первую очередь интересен из-за частых проблем в получении шенгенской визы: это затратно, нужно собирать много документов.

Даже для тех, у кого нет родственников в приграничье, важная причина для поездки в Польшу — разница в ценах на товары. Строительные материалы, продукты питания, запчасти для машин, предметы быта стоят в приграничных польских торговых центрах существенно дешевле.

В целом введение МПД также послужило бы толчком к налаживанию связей на самых разных уровнях: между людьми, организациями, регионами. Это стало бы благоприятной почвой для культурных, туристических связей, налаживания бизнеса.

Пропуски малого приграничного движения дают их обладателям еще одно интересное преимущество. По шенгенской визе за границей можно пребывать не больше 90 дней в 180-дневный период. А соглашение о МПД регулирует только максимальное количество дней безвыездного пребывания в приграничной зоне другой страны, объясняет Елисеев Андрей, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS). «Можно пробыть, например, в Белостоке 90 дней подряд, на день въехать в Беларусь и снова возвращаться в Польшу, — дополняет Андрей. — Таким образом, МПД фактически дает возможность фиктивного постоянного жительства в приграничной зоне страны ЕС. Такое решение о пребывании в приграничной зоне было принято в прошлом году Судом Евросоюза»

Жители приграничной зоны о МПД

Опрос Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), проведенный в конце 2012 года, показал, что белорусы неплохо осведомлены об инициативе МПД с Польшей, и, главное, поддерживают ее. В Гродненской области 72% опрошенных поддерживают запуск проекта, в Брестской — 54%. Не хотят введения МПД лишь 13% и 16% населения областей, соответственно. Но в то же время волонтер кампании «В Беларусь и Европу без визы» Елена Кохович, говорит, что во многих населенных пунктах приграничных зон о проекте ничего не знают. В целом из 250 человек только 5–7 могут ответить, что такое МПД.

В этом году общественной кампанией «В Беларусь и Европу без визы» были организованы уже две поездки по городам Гродненской области с целью популяризации идеи МПД. Елена также отмечает, что жители открыты для общения и поддерживают идею, особенно много заинтересованных оказалось в Волковыске. И только некоторые относятся к проекту с предубеждением, думают, что появятся такие проблемы, как контрабанда и очередь на границе.

Беларусь и границы

У Беларуси уже есть опыт запуска малого приграничного движения с Латвией. Договор вступил в силу в декабре 2011 года. Масштаб здесь совсем не тот — с белорусской стороны под соглашение подпадают около 65 тысяч белорусов.

Ежегодно белорусам выдают около 1600 разрешений на пересечение границы, что в разы меньше, чем количество разрешений для латвийской стороны. Это объясняется тем, что многие белорусы эмигрировали в латвийское приграничье в советские времена. Теперь они навещают своих пожилых родителей. У жителей белорусского приграничья же нет причин для массовых поездок в приграничную зону Латвии, так как там нет даже больших торговых центров.

По информации специалистов программы трансграничного сотрудничества «Латвия-Литва-Беларусь» запуск малого приграничного движения с Латвией также хоть и косвенно, но благотворно влияет на туристические, экологические, транспортно-логистические проекты для трансграничного развития

Соглашение с Польшей о малом приграничном движении было ратифицировано парламентами, а также подписано президентами обеих стран еще в 2010 году. Однако белорусская сторона так и не приступила к реализации договоренностей. Сначала было заявлено, что соглашение не вступает в силу из-за нехватки специальных принтеров для распечатывания карт-пропусков. Чуть позже пресс-секретарь МИД Андрей Савиных открытым текстом заявил, что белорусская сторона не приступает к запуску соглашения конкретно по политическим причинам в силу «антибелорусской позиции» со стороны Польши. Совсем недавно,15 июля, на заседании белорусско-польской комиссии по делам трансграничного сотрудничества, было сказано, что важно учитывать, сколько людей будет вовлечено в соглашение. Нужно оптимизировать инфраструктуру, совместные приграничные пункты пропуска, быть готовым к возросшему потоку людей и грузов, иначе на границе может возникнуть коллапс. И пока эта техническая сторона не будет организована, ждать введения МПД не стоит.

Специалист в области пограничных исследований Анаис Марин согласна, что технические причины важны, ведь белорусско-польская граница довольно протяженная (почти 400 км), и пограничный контроль в 30-50-километровой зоне усложнится. Однако политолог подчеркивает, что политический аспект для запуска МПД не менее важный: «Процесс будет развиваться, но только пока нет политических причин, чтобы его приостановить. И если вдруг опять какой-нибудь шведский самолет будет бросать медведей на территорию Беларуси, то именно такие проекты будут останавливаться в первую очередь».

Как ускорить процесс?

Не только белорусы хотят запуска малого приграничного движения. Поляки тоже активно выступают за его введение. По подсчетам польской стороны белорусы ежегодно оставляют в Польше миллиард долларов (хотя по белорусским подсчетам — 520 миллионов дол.). Если же еще тысячи человек получат возможность безвизового въезда в Польшу, одни только рынки Белостока получат большую прибыль.

Однако, это как раз то, чего не хочется белорусским властям. Цены в Беларуси на разнообразные категории товаров выше, чем в Польше. Соответственно, при безвизовом въезде белорусы потратят в странах ЕС гораздо большее количество денег, что негативно повлияет на внешнеторговый баланс Беларуси. Таким образом, мучения из-за не проведенных вовремя экономических реформ легли на плечи населения. И власти не торопятся открывать лазейки для решения этих сложностей.

Андрей Елисеев говорит, что подобная ситуация с промедлением запуска МПД ранее существовала в Молдове. До 2009 года правящая коммунистическая партия не хотела устанавливать безвизовый режим с Румынией. Но оппозиционные на тот момент партии умело использовали нежелание властей идти навстречу пожеланиям своего населения. В преддверии парламентских выборов 2009 года активисты Либерально-демократической партии Молдовы провели более 80 встреч с жителями приграничных с Румынией территорий и распространили около 200 тысяч буклетов, посвященным МПД. Румынско-молдавское соглашение было подписано в 2009 году после победы оппозиции на парламентских выборах и формирования нового правительства.

Действия по ускорению процесса запуска МПД между Беларусью и Польшей начали поляки. Еще в июле 2011 года более тысячи человек подписали обращение к Александру Лукашенко, призывая ввести малое приграничное движение.

В начале 2012 года активисты гражданской кампании «Говори правду!» собрали в Бресте около 3 тыс. подписей под обращением к властям содействовать введению малого приграничного движения. Чуть позже, в конце 2012 года, активисты незарегестрированной партии «Белорусская христианская демократия» инициировали онлайн-сбор подписей под петицией, в которой призывали начать практические действия для реализации соглашения о МПД с Польшей. Подписи поставили более двух тысяч человек.

К попытке ускорить процесс введения МПД можно также отнести проводимые сейчас поездки по Беларуси кампанией «В Беларусь и Европу без визы».

Но нужны более масштабные мероприятия, а если же снова обратиться к опросу НИСЭПИ 2012 года, то на вопрос, готовы ли жители делать что-либо для ускорения процесса запуска, более 60% ответили, что не готовы, 20% согласны подписать петицию. И только 7% жителей готовы распространять листовки или собирать подписи.

Таким образом, мы видим что, несмотря на заинтересованность многих жителей и на возможные выгоды для всего региона, с запуском МПД с Польшей белорусские власти не торопятся, и проблема в том, что никто их не подгоняет. На откладывание запуска есть свои экономические, политические, технические причины. И скорее всего, если оттягивание будет восприниматься также спокойно, то эти причины будут более весомыми, чем естественное желание жителей приграничья получить безвизовый въезд.

Туризм и отдых