Чем пропуск на малое приграничное движение лучше шенгенской визы, в чем слабость аргументов Погранкомитета и почему на самом деле не упрощают жизнь жителям пограничья.
Суть безвизового пограничья
В конце 2007 года в Шенгенскую зону вошли стразу десять государств Евросоюза, в том числе три соседние с нами страны – Латвия, Литва и Польша. Для их жителей снялись ограничения по перемещению в Западную Европу. Зато резко усложнилась мобильность белорусов, россиян и украинцев. Чтобы посетить соседнюю страну ЕС, стало необходимо уплачивать гораздо большую сумму за визовый сбор, чем ранее, а визовые процедуры стали более сложными.
Осознавая грядущие проблемы для перемещения соседей, страны Евросоюза еще в 2002 году начали разрабатывать законодательство, которое позволило бы облегчить перемещение хотя бы жителей пограничья. В итоге в конце 2006 году в ЕС был принят Регламент о малом приграничном движении (МПД). Он позволяет странам ЕС заключать соглашения с соседними государствами, на основании которых жители пограничья, постоянно проживающие в 30-50 километрах от границы, могут посещать соседнее пограничье без визы, на основании специальных пропусков.
Пропуск МДП vs Шенгенская виза
Для части жителей пограничья пользоваться малым приграничным движением выгоднее и удобнее, чем проходить процедуры получения шенгенской визы.
Потенциально меньшие финансовые траты. Стандартный визовый сбор за шенгенскую визу составляет 60 евро, и нет гарантии получения визы со сроком действия хотя бы год. Консульство может выдать визу, например, на три либо шесть месяцев. Допустим, жителю пограничья важны регулярные перемещения за границу и средний срок действия получаемых шенгенских виз составляет полгода. Тогда за два года расходы на получение четырех виз (здесь учитываем лишь визовый сбор, без сопутствующих расходов, которые могут составлять дополнительную довольно большую сумму) составят 240 евро.
Стоимость пропуска МПД, согласно текстам соглашений с Латвией, Литвой и Польшей (последние два до сих пор не запущены), – всего 20 евро, а для пенсионеров и некоторых других категорий жителей – и вовсе бесплатно. Причем в случае соглашения с Литвой пропуск выдается минимум на год, а с Польшей – сразу на два года, а последующий – уже на пять лет. Кроме этого, в отличие от действующих процедур получение шенгенской визы, Регламент о МПД освобождает жителей от необходимости иметь медицинскую страховку. Впрочем, ряд соглашений о МПД, в том числе между Беларусью и Польшей, это положение Регламента нарушает. Таким образом, если есть необходимость поездок лишь в пограничную зону соседней страны, то экономическая выгода получить пропуск МПД вместо шенгенской визы очевидна.
Упрощенные правила пересечения границы. В рамках режима МПД могут создаваться отдельные пункты пропусков для жителей пограничья либо отдельные полосы на обычных пограничных пропускных пунктах. Предполагается, что в связи с частым пересечением границы многие жители пограничья должны быть хорошо известны пограничным служащим и будут подвергаться лишь выборочным проверкам. Режим МПД дает преимущество иностранцам, которые подпадают под определение «жителя приграничной территории». Они также могут получить пропуск на МПД для посещения соседнего приграничья, не нуждаясь в визе. К примеру, постоянно проживающий в Бресте гражданин Украины мог бы перемещаться в польское пограничье в рамках режима МПД.
Продолжительность нахождения в приграничной зоне. В марте 2013 года Суд ЕС принял вердикт по интересному делу, разъяснив, что многие страны неправильно интерпретировали Регламент о МПД. Как известно, шенгенская виза позволяет находиться в Шенгенской зоне на протяжении 90 дней в течении 180-дневного периода. Многие страны применяли этот же принцип и в отношении режимов МПД. Однако Суд ЕС постановил, что МПД ограничивает лишь срок беспрерывного пребывания в соседнем приграничье. Пробыв 90 дней (либо менее, если так установлено соглашением), можно вернуться в родную страну на пять минут и вновь въехать в соседнюю. То есть, в рамках МПД пограничную зону можно посещать хоть каждый день. Это решение Суда ЕС многим странам Евросоюза не понравилось, но они были вынуждены его исполнять, и этот принцип действует на практике. То есть, МПД может обеспечивать фиктивное постоянное проживание в соседней стране, хоть и ограничивает пребывание географическими рамками в 30-50 км от границы.
Украина – четыре, Россия – три, Беларусь – один
К настоящему времени у Украины соглашения о малом приграничном движении действуют со всеми четырьмя соседними странами ЕС – Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. У России действуют МПД с Норвегией, Латвией и Польшей (Калининградская область). Тем временем Беларусь запустила лишь одно соглашение – с Латвией, в начале 2012 года.
Несмотря на то, что ещё в 2010 году соглашения с Литвой и Польшей были подписаны и ратифицированы и парламентами и президентами (в том числе и Беларуси), они так и не вступили в силу. Это при том, что Беларусь остаётся единственной восточноевропейской страной, которая до сих пор не заключила с ЕС Соглашение об упрощённом визовом режиме. Казалось бы, раз белорусским властями не удалось до сих пор обеспечить населению шенгенские визы по 35 евро вместо 60, то следует компенсировать эту неудачу хотя бы запуском безвизовых пограничий. Но не тут-то было.
Объяснение промедления номер четыре
Реагируя на все большее недовольство общественности промедлением белорусских властей с запуском МПД, глава Погранкомитета Леонид Мальцев ответил большой статьей в газете «СБ. Беларусь Сегодня». В ней активизацию общественного обсуждения проблемы и призывы, как можно скорей запустить МПД, генерал-полковник называет «ненужной риторикой».
Основной тезис чиновника насчет затягивания запуска соглашений заключается в недостаточно развитой пограничной инфраструктуре, которая обеспечила бы нормальное действие режимов МПД на белорусско-литовском и белорусско-польском пограничьях.
Это уже четвертый тип объяснений промедления запуска МПД от белорусских чиновников. Сначала его объясняли отсутствием специальных принтеров для печати пропусков для МПД. Далее – необходимостью «обработать механизм взаимодействия по данному вопросу с Латвией», чтобы удостовериться, что оно хорошо работает. Третий тип объяснений – проблемы в политических отношениях с Литвой и Польшей, которые поддержали введение санкций ЕС в отношении белорусских чиновников.
Про надуманную проблему с принтерами больше не вспоминали. Соглашение с Латвией работает хорошо. ЕС заморозил санкции и отношения с Литвой и Польшей потеплели. А значит три прежних аргумента утратили свою актуальность. В итоге в ход пошел новое объяснение затягивания с запуском долгожданных соглашений – недостаточно развитая пограничная инфраструктура.
Этот аргумент удобен тем, что идеальной инфраструктуры нет нигде. По крайней мере, ни на одном из участков границы на восточных рубежах Евросоюза. Ранее в рамках исследования для Финского института международных отношений на тему действия соглашений о МПД на восточных границах ЕС автор проводил опрос ведущих специалистов в сфере миграции и приграничных исследований. Ни один из участков границы не удостоился оценки «очень хорошо». Состояние пограничной инфраструктуры на всех из них было оценено либо как «хорошее» (например, между Польшей и Украиной, Польшей и Россией, Венгрией и Украиной), либо как «едва приемлемое» (Норвегия – Россия, Словакия – Украина). Однако это не помешало указанным странам запустить соглашения о МПД, которые действуют довольно успешно и облегчили жизнь сотням тысяч жителей.
Завышенные цифры и динамика
Из статьи Леонида Мальцева следует, что под действие соглашений с Литвой и Польшей с белорусской стороны подпадает порядка 1,7 миллиона человек. В реальности, под действие соглашения с Литвой с белорусской стороны границы подпадает около 600 тысяч человек и около 900 тысяч с польской. От суммарной цифры в 1,5 млн человек следует вычесть ещё около 350 тысяч – именно столько белорусов (жители Гродно и части Гродненского района) подпадают под действие соглашений с Литвой и Польшей одновременно, то есть они подсчитаны два раза. Итак, реальная цифра составляет около 1 млн 150 тыс. человек, то есть примерно в полтора раза меньше указанной в статье цифры.
Естественно, далеко не все они нуждаются в пропусках малого приграничного движения. Часть населения пограничья располагает более удобными инструментами мобильности – например, национальными польскими визами на основании наличия «карты поляка», либо шенгенскими визами с протяженным сроком действия (1 год и более). Часть жителей пограничья вообще не склонна к мобильности по различным причинам.
Пограничные территории в рамках действующего Соглашения о МПД с Латвией и ожидаемых Соглашений о МПД с Литвой и Польшей. Автор: Novisa.by
«Всего же пересекать границу упрощенно и свободно перемещаться по сопредельной приграничной территории [учитывая и население пограничных территорий Литвы и Польши – прим. автора] смогут более 3 миллионов человек», — говорится в статье. Из данного разъяснения у читателей может сложиться ложное впечатление, что запущенные соглашения по умолчанию дают право на безвизовые перемещения жителям пограничья. В таком случае запуск соглашений действительно мог бы повергнуть работу пограничных и таможенных служб в хаос.
Однако в реальности принцип действия соглашений схож с визовой процедурой: пропуск для МПД необходимо получать в консульстве. При этом, что важно, жителям пограничья необходимо наличие обоснованных причин для частого пересечения границы государств в рамках приграничного движения. Это значит, что получить пропуск для МПД сможет далеко не каждый желающий житель приграничной территории. Да и технические и людские возможности консульств ограничены; обеспечить выдачу даже нескольких десятков тысяч пропусков на МПД в течение года вряд ли удастся. То есть, увеличение числа пользователей режимом МПД будет расти постепенно. Наконец, многие обладатели шенгенских виз просто переориентируются на пропуски МПД.
Предварительные расчеты… через пять лет?
По словам Леонида Мальцева, «по предварительным подсчетам, для полноценного функционирования малого приграничного движения с нашими соседями — Литвой и Польшей — нам понадобится около одного триллиона рублей». А это около 50 млн долларов. Следует заметить, что окончательные, а не предварительные расчёты должны были быть произведены законодателями ещё в 2010-ом году, в процессе ратификации соглашений. Беларусь ратифицировала соглашения, но до сих пор не выполнила последний необходимый шаг – не прислала Литве и Польше дипломатическую ноту о своей готовности. Довольно странно выглядит данное примечание через пять лет после одобрения документов и парламентом, и президентом. Наконец, не понятно, почему Беларусь не может, например, запустить для начала МПД с Литвой, если запуск соглашений с двумя странами одновременно выглядит столь обременительно.
Так в чем причина?
Главной причиной промедления представляется опасение белорусских властей, что в случае запуска соглашений о МПД с Литвой и Польшей значительно увеличится число поездок белорусов за покупками в западное приграничье, а значит ещё больше ухудшится внешнеторговый баланс страны.
Если жители ввозят из Литвы или Польши товары в допустимых нормах, позволяющих не платить таможенные пошлины, то это вполне законно и никакой контрабандой не является. Так как таможенные декларации не оформляются,а малыми объёмами товаров закупаются десятки и сотни тысяч белорусов, то от статистики ускользают довольно большие скрытые объемы внешней торговли товарами и услугами. Благо, с 2008 года Статистический комитет в городе Жешув (Urząd Statystyczny w Rzeszowie) занимается исследованиями незарегистрированных товаропотоков на польских восточных границах, используя хорошую методологическую модель и технические процедуры. Из данных польских статистов следует, что лишь в Польше белорусы ежегодно тратят на сумму почти 1 млрд долларов.
Поквартальные траты россиян (синий цвет), белорусов (красный) и украинцев (зелёный) в Польше в 2010 – 2014 гг., млн злотых. Источник: Статистический комитет в городе Жешув (Польша).
Выходит довольно щекотливая ситуация: белорусы массово закупаются в Литве и Польше более дешевыми разнообразными категориями товаров (одежда и обувь, телевизоры, продукты питания, бытовая техника и др.), во многом по причине падения конкурентноспособности белорусских предприятий. Однако вместо того, чтобы исправлять ситуацию путем проведения экономических реформ в стране, белорусские власти карают население дважды, ограничивая мобильность и возможности приобретения более дешёвых товаров у соседей. Такие дела.
Автор: Андрей Елисеев
По материалам Bel.biz