«В 2015 году Беларусь усилила свой имидж мирной переговорной площадки и нормализовала отношения с ЕС», — отмечает Андрей Елисеев в своем материале о внешнеполитических итогах 2015 г. для Беларуси.— «При этом большим разочарованием стали переговоры об упрощении визового режима, которые опять застопорились».
От заморозки санкций в отношении пары сотен чиновников обычным белорусам ни тепло ни холодно. Опросы показывают, что в отношениях с Евросоюзом население волнует, прежде всего, вопрос свободного перемещения в европейские страны. Учитывая, что Беларусь — мировой лидер по числу шенгенских виз на душу населения, а визовые правила и процедуры остаются довольно сложными и обременительными, интерес белорусской общественности к визовому вопросу традиционно высокий. Ожидалось, что 2015-ый год подарит успешную развязку переговоров по упрощению визового режима с ЕС. Соответствующее соглашение позволило бы белорусам платить за шенгенскую визу 35 евро вместо 60, а также с большей вероятностью получать многократные визы с долгим сроком действия.
Однако майский Саммит Восточного Партнерства в Риге не принес подписания долгожданного соглашения. При этом вплоть до декабря и Беларусь, и ЕС предпочитали отмалчиваться по состоянию визовых переговоров. В конце года прояснились два важные противоречия в переговорах. Первое касается дипломатических и служебных паспортов, по которым представители белорусской правящей элиты могли бы ездить в ЕС без виз. ЕС настаивает на том, чтобы такие паспорта были биометрическими, а белорусское законодательство по этому вопросу пока не принято.
Вторая недоговоренность касается соглашения о реадмиссии, которое идет в связке с соглашением об упрощенном визовом режиме. Белорусская сторона желает получить переходный период, который позволял бы Беларуси в течение первой пары лет действия соглашения не принимать нелегалов из других стран, попадающих через белорусскую территорию в Евросоюз. Ранее при заключении соглашений о реадмиссии с ЕС Украина и Россия договаривались о таком положении. Очевидно, что под влиянием миграционного кризиса, некоторые страны ЕС пока придерживаются мнения, что подобного переходного периода Беларуси предоставлять не следует.
Итак, в плане упрощения визового режима Беларусь остается явным аутсайдером среди всех стран Восточного партнерства. Затягивание с соглашением тем более неприятно, учитывая, что Грузия и Украина уже к середине 2016-го года могут удостоиться безвизового режима. А по соглашению об упрощенном визовом режим Украина, для сравнения, договорилась с ЕС еще в 2008 году.
Еще один нерешенный в 2015 вопрос, связанный с облегчением перемещения белорусов в ЕС, — запуск соглашений о малом приграничном движении с Литвой и Польшей, зависший с 2011-го года. Они позволили бы жителям Гродно, Бреста, Волковыска, Скиделя, Жабинки и прочих городов и поселков ездить в Белосток и другие приграничные польские города без визы, на основании специальных пропусков, выдаваемых минимум на два года. По схожим правилам жители Лиды, Постав, Гродно и других населенных пунктов могли бы ездить в Вильнюс и Друскининкай.
Белорусские власти продолжают делиться все новыми причинами затягивания ожидаемых населением соглашений. Сначала в ход шли анекдотические аргументы вроде нехватки специальных принтеров для печати пропусков. Далее ссылались на необходимость «обкатать» действие подобного соглашения с Латвией, которое затрагивает меньшее количество населения. Режим малого приграничного движения с Латвией хорошо работает уже более трех лет, а переноса его опыта на Литву и Польшу все нет. В период наиболее напряженных отношений с Евросоюзом в качестве причины нередко назывался также неблагоприятный фон отношений с Литвой и Польшей, поддерживавших санкционную политику ЕС. В последнее время объяснением промедления служит недостаточно развития пограничная инфраструктура. Очевидно, что белорусские власти не в восторге от сафари белорусов в торговые центры Белостока и Вильнюса, которые ухудшают и без того отрицательный внешнеторговый баланс Беларуси.
Автор: Андрей Елисеев для Bel.biz